Станция метро Сокольники

07.10.2013

станция метро СокольникиСтанция Московского метро «Сокольники» была построена по проекту архитекторов И.Г. Таранова и Н.А. Быковой. Открытие состоялось пятнадцатого мая 1935 года.
Расположена станция на входе в парк Сокольники, вдоль улицы Русаковская.

Строительство станции

Строить «Сокольники» начали в марте тридцать четвертого года. Темпы строительства трудно назвать иначе, нежели ударными: уже к августу метростроевцам удалось закончить все бетонные работы. Подходные тоннели были сооружены заранее, летом тридцать третьего года. При работе над тоннелями не обошлось без серьезных трудностей. Так, в самом начале участка, дорогу строителям перегородило заключенное в двухметровый бетонный коллектор русло речки Рыбинка. Как раз в месте прокладки тоннеля в речку впадало несколько водостоков, во время дождей переполнявших коллектор. Существовала реальная угроза затопления котлована.

Сооружали станцию по большому счету открытым способом. На глубине в девять метров в этой части города находятся плывунные грунты, считающиеся среди метростроевцев чрезвычайно сложными. При этом по проекту – лоток станции должен был быть расположен на глубине в двенадцать с половиной метров.

Чтобы придать грунтам устойчивость, рабочим пришлось рассечь траншеями всю территорию котлована. Через траншеи день и ночь откачивали воду. Благодаря такой методике, удалось несколько осушить плывуны, облегчив выемку породы. Чтобы закрепить стены котлована, использовался наклонный дощатый шпунт. Стальные шпунты, используемые при строительстве других станций Московского метро, в данном случае оказались неприменимыми.

Вестибюль станции был выполнен в виде арки с двумя входами. Вестибюль находится на центральной аллее, ведущей непосредственно к парку «Сокольники». Покрытие стен – глазурованная плитка, цоколи обделаны марблитом черного цвета. Центральный мостик и колонны облицованы голубым мрамором. Для покрытия стен турникетного зала и коридора использован белый мрамор.

В тридцать седьмом году проект станции «Сокольники» Московского метро был удостоен Гран-при, что стало признанием титанического труда метростроевцев.

По проекту предполагалось сооружение четырехпутного оборотного тупика, однако закончить его к пуску линии не удалось. Перед станцией уложили пошерстный съезд, позволяющий оборачивать поезда при не плотном графике движения. Оборотный тупик был полностью достроен к тридцать шестому году.

Открытие станции и современное состояние

15 октября 1934 года состоялось знаковое событие – на станцию «Сокольники» прибыл первый состав. Это был пробный запуск – состав состоял всего лишь из двух вагонов и маршрут был укорочен до двух перегонов. В начале 1935 года между «Сокольниками» и «Комсомольской» стали курсировать первые рейсы, а к февралю был произведен пробный рейс по всей трассе.

Пятнадцатого мая 1935 состоялось торжественное открытие станции для пассажиров.

С момента пуска станции прошло несколько десятилетий. Архитектурный облик «Сокольников» остался практически без изменений. Заменено лишь покрытие платформы и осветительные приборы.

В шестьдесят пятом году прошлого века линию продлили до станции «Преображенская Площадь», и «Сокольники» перестали быть конечной станцией. Поезда, следуя от «Сокольников» на «Преображенскую Площадь» отклоняются от стрелки. Это связано с тем, что в этом месте улица Стромынка круто поворачивает, а тупики не позволяют обустроить второй основной путь по оси станционного пути. Ровно такая же ситуация наблюдается на станциях «Сокол» и «Партизанская».

Технические характеристики станции «Сокольники»

По своей конструкции «Сокольники» являются колонной станцией мелкого заложения с тремя пролетами. Колонн на станции всего 46 (два ряда по 23). Шаг колонн составляет семь метров.

За станцией находятся оборотные тупики, которые, помимо своей главной функции, служат также для ночной стоянки составов и как место для выполнения работ по техобслуживанию.

Историческое значение станции

Станция «Сокольники», наряду с «Парком Культуры» и «Смоленской» является одной из трех первых конечных станций Московского метро. Именно от «Сокольников» отправился в путь первый в истории нашего Отечества поезд метро, везущий пассажиров.

Название станция получила в честь района «Сокольники», являющегося одним из уголков старой Москвы. Еще в семнадцатом веке здесь появилась Сокольничья слобода – поселение сокольников — служивых людей, занимающихся разведением, содержанием и натаскиванием охотничьих соколов. Соколы использовались на царской охоте. Неподалеку от слободы находился лес – Соколиная роща, сегодня это Парк культуры и отдыха «Сокольники».

В девятнадцатом веке на месте станции находились дачи. Типовая городская постройка в Сокольниках началась поздно – лишь во второй половине семидесятых годов двадцатого века. Удивительно, но до конца восьмидесятых район Сокольники наполовину состоял из деревянных частных домов.



Поделиться в соцсети